glazo (glazo) wrote,
glazo
glazo

Придёт серенький волчок

Вот какая замечательная, улыбчивая!

20

А ведь это маленький кусочек большого алтаря, о котором, а точнее, о части которого и пойдет далее речь:

Сассетта (настоящее имя Стефано ди Джованни ди Консоло, 1392— 1450/1451 гг., Сиена) — сделал алтарь для церкви Сан Франческо в г. Борго Сан Сеполькро (а сейчас —это просто Сансеполькро), над которым он работал с 1437 по 1444 год по заказу братьев францисканцев.
Получил он за этот труд порядочно: 510 флоринов ≈ стоимости 7 домов. Есть специальная подробная статья о всех юридических и прочих подробностях составления и условий контракта между художником и монахами:
James R. Banker. The Program for the Sassetta Altarpiece in the Church of S. Francesco in Borgo S. Sepolcro. — I Tatti Studies: Essays in the Renaissance. Volume 4: Ed./Leo S. Olschki, Florence, 1991. (pdf).

Алтарь был большой 5 × 6 м, двусторонний. На обращенной к прихожанам стороне центральной частью была «Мадонна с младенцем на троне» (и эта улыбчивая ангел-девушка с лютней-семистрункой именно оттуда), а на обратной стороне в центре был «Св. Франциск во славе».

Но теперь в Сансеполькро этого алтаря — нет. Его уже давным-давно разобрали, а те части, что остались, разъехались по всему свету.

Вот, например, парочка из ГМИИ им. А.С. Пушкина:

Сассетта (Стефано ди Джованни). Святой Лаврентий. 1437 — 1444. Дерево, темпера, позолота 90,5 × 31,5 см.
Сассетта (Стефано ди Джованни). Святой Стефан. 1437 — 1444. Дерево, темпера, позолота 90,5 × 31,5 см.

Св. Лаврентий Св. Стефан
СВЯТОЙ ЛАВРЕНТИЙ  СВЯТОЙ СТЕФАН

Кстати, существует много реконструкций того, как именно на алтаре располагались все эти части. Например, Св. Лаврентий и Св. Стефан по реконструкции Д.Тибо, 1990 г. попадают на сторону Франциска (верхний ряд, крайние левая и правая фигуры), а по реконструкции уже упоминавшегося Дж. Бэнкера — в той же позиции, но на стороне Мадонны.

Пару лет назад вышел очень обстоятельный двухтомный труд об этом алтаре:

Sassetta: The Borgo San Sepolcro Altarpiece, edited by Machtelt Israëls. 2 vols. Leiden: Primavera Press, 2009. 624 pages. ISBN 9780674035232 (9-1/2 × 12-1/2 inches, 400 color illustrations, 250 halftones).

И по этим последним данным алтарь выглядел вот так.
Передняя сторона:
01
Задняя сторона:
02
Как видите, наши святые остались с Девой Марией.

Но где же, скажет иной нетерпеливый читатель, тот серенький волчок, обещанный в заголовке поста?

Он, конечно, на стороне Св. Франциска. Причём, не один, а даже два.

Начну с менее заметного.
Вот, пожалуйста. Внизу справа:
18

А эта тётенька с прессом и кошелём — это Алчность (Жадность) (Avaritia).
И волк тут в данном случае тоже символ алчности, но какой-то он у неё совсем уж забитый. Видно, действительно жуткая тётка!

А дяденька в интересной, скажем, гимнастической позиции, на спину которого взгромоздился Франциск, и сопровождаемый львом — это уже теперь каждый сообразит, что Гнев (Злоба) (Ira).

Ну а дамочка слева с кабаном и зеркалом — да, она самая, Гордыня (Тщеславие) (Superbia).
18

Понятно, что наверху этим порокам должны отвечать три добродетели, которые, естественное дело, соответствуют трем францисканским обетам: целомудрия, послушания и бедности (которым, как помним, ещё символически соответствуют три узла на верёвке, которой подпоясан Франциск).


Вот справа — какая замечательная Бедность — вся в заплатах, а точнее, просто в рубище, с такими крылышками и причёсочкой.
05

А вот, собственно, Целомудрие
10

Что вы предпочитаете? :)

А всё ведь пошло от трёх евангельских, нет не заповедей, а советов для тех, «кто может вместить»:

Мф. 19:10-12 Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.
Мф. 19:21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.


А Св.Франциск, как положено, с 5 стигматами (ступни, ладони и правый бок) — а лицом, ну совершенный китаец, а морщины и щетина-то — каковы!
• PATRIARCHA • PAVPERVM • FRANCISCHVS •
• ФРАНЦИСК• ПАТРИАРХ • БЕДНЫХ •
03

Вокруг этой центральной части расположены «Восемь сцен из жизни св. Франциска» (сейчас из них семь — в Лондонской Национальной галерее, и одна — в Шантийи, в музее Конде, а сама центральная часть в Сеттиньяно, в коллекции Б.Бернсона (есть интересная история об этой коллекции англ. pdf).

Нет, всё же. А где второй волк? Да вот он сидит на площади в Губбио вместе со Св. Франциском. Одна из восьми сцен из жизни святого:

Просмотреть фотопанораму и увеличенную карту

И его место в алтаре:


Сассетта (Стефано ди Джованни). Волк из Губбио. 1437 — 1444. Доска из тополя, темпера, 86,8 × 52,2 см.


Цветочки Святого Франциска
Глава XXI. О благочестивом чуде Святого Франциска, укротившего лютого волка в Агуббио.

Когда Святой Франциск жил в городе Агуббио, огромный волк обитал в его окрестностях, столь ужасный и столь свирепый, что он пожирал не только других животных, но преследовал даже людей. И поскольку он часто приближался к городу, все люди были в великой тревоге, и стали ходить по окрестности вооружась, как если бы для битвы.
Несмотря на эти предосторожности, если кому-либо из жителей города приходилось встретиться с волком один на один, он неизменно бывал пожран, ибо защищаться от зверя было бесполезно. И опасаясь волка, никто не смел выходить за городские стены.
Жалея жителей Агуббио, Святой Франциск решил пойти и встретиться с волком, хотя все страстно уговаривали его не делать этого. Сотворив крестное знамение и доверясь Богу, вышел он из города, взяв с собой своих братьев. Однако они из страха скоро остановились, и Святой Франциск продолжил свой путь один, направляясь к тому месту, где обитал волк, а множество людей следовало на расстоянии и наблюдало сие чудо.

Волк, видя это множество людей, побежал на Святого Франциска, широко раскрыв пасть. Когда он приблизился, Святой, сотворив крестное знамение, воскликнул: «Подойди сюда, Брат волк. Я повелеваю тебе именем Христа никому более не вредить».
Удивительно, но едва Святой Франциск сотворил крестное знамение, ужасный волк, закрыв пасть, остановился, подошел к Святому Франциску и лег у его ног, подобно кроткому ягненку. И Святой так говорил ему: "Брат волк, ты делаешь много зла в этой стране, уничтожая и губя творения Божьи без Его дозволения, и ты не только умерщвлял и пожирал животных, но имел дерзость убивать людей, созданных по подобию Божьему, за это ты достоин виселицы, как разбойник и злейший душегубец, и весь народ ропщет против тебя, собаки преследуют тебя, и все жители враждуют с тобой. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и ними, чтобы ты не обижал их больше, а они бы простили тебе всякую прежнюю обиду, и чтобы ни люди, ни собаки не преследовали тебя«.

Слушая эти слова, волк склонил голову и движениями тела, хвоста и глаз выражал согласие с тем, что говорил Святой Франциск. И Святой Франциск продолжал: «Так как ты согласен заключить этот мир, то я тебе обещаю, что люди этой страны станут питать тебя каждый день, пока будешь ты жить меж ними, так, что ты никогда не будешь страдать от голода, ибо я знаю, что ты с голода делал все это зло. Но если я добьюсь всего этого для тебя, ты должен обещать, со своей стороны, никогда больше не нападать ни на животных, ни на людей. Обещаешь ли ты это?»
Тогда волк склонил голову в знак того, что он согласен. Святой Франциск заговорил вновь: «Брат волк, можешь ли ты дать мне залог твоей искренности, чтобы я поверил твоему обещанию?»
И протянув руку, он получил клятву волка, который поднял лапу и дружески вложил ее в руку Святого Франциска, давая единственный залог, какой было в его силах дать. Тогда Святой Франциск вновь обратился к нему: "Брат волк, повелеваю тебе именем Христа немедленно следовать за мной без колебаний и сомнений, дабы мы могли вместе подтвердить этот мир, который мы заключили во имя Божье«.

И волк, повинуясь Святому, пошел рядом с ним, кротко, как ягненок, к великому изумлению людей. Весть об этом весьма удивительном чуде быстро разнеслась по городу, все жители, мужчины и женщины, от мала до велика, стар и млад высыпали на рыночную площадь, чтобы посмотреть на Святого Франциска и волка. Все люди собрались, и Святой проповедовал им, говоря, помимо прочего, что за наши грехи Бог попускает столь великие бедствия, и напоминая, насколько больше и опаснее вечное пламя ада, что оно страшнее ярости волка, который может убить лишь тело. И как нам следует страшиться пасти ада, если пасть такого малого животного, как волк, может заставить весь город дрожать от страха.

Закончив проповедь, Святой Франциск добавил: «Слушайте, братья мои: волк здесь перед вами обещал и поручился соблюдать мир со всеми вами и не обижать вас больше, и вы должны пообещать кормить его каждый день. Если вы согласны, я обещаю от его имени, что он будет честно соблюдать договор».
Тогда все люди в один голос пообещали кормить волка до конца его дней. И Святой Франциск, обращаясь к волку, вновь сказал: "И ты, брат волк, соблюдешь ли ты свое обещание хранить договор и никогда больше не обижать людей, животных и прочих тварей?«

И волк склонился, опустив голову, и движениями хвоста и ушей старался показать, что он желает, насколько это в его силах, соблюдать договор. Тогда Святой Франциск продолжал: «Брат волк, поскольку ты дал мне ручательство этого твоего обещания, когда мы были вне города, то теперь я хочу, чтобы ты повторил сие перед всеми людьми, дабы я убедился, что сделал правильно, пообещав все сие от твоего имени».
И волк поднял лапу и вложил ее в руку Святого Франциска. Это событие весьма обрадовало людей и умножило почитание Святого Франциска — и по причине того, что было явлено новое чудо, и потому, что был заключен мир с волком.
И люди возвысили голоса свои до небес, хваля и благословляя Бога, который послал им Святого Франциска, через добродетели которого они избавились от такого дикого хищника.

Волк прожил в Агуббио два года. Он свободно ходил из двери в дверь, никому не вредя, и все люди приветливо принимали его, кормя с великим удовольствием, и ни одна собака не лаяла на него, когда он проходил мимо.
Наконец, через два года он умер от старости, и люди Агуббио сильно оплакивали эту потерю. Ибо когда они видели волка, идущего столь кротко меж ними, то вспоминали о добродетелях и святости Святого Франциска.
Во славу и восхваление Иисуса Христа и Его бедного слуги Франциска. Аминь

Вот такая вот душещипательная история.

А это глаз того добрейшего волка, изображенного на картине Сассетты:


Дядечка слева на скамеечке — это нотариус, фиксирующий детали, как видите, очень длинного договора между волком, Св. Франциском и жителями Губбио.


Боевой разворот журавлей в небе (если приглядеться и, щелкнув по картинке, увеличить её) сопровождается направляющей тонкой линией (проходящей по краю крыла второго журавля и кончик клюва первого).


Таких дополнительных линий на картине можно много где ещё найти (см. линии зубцов стены и карниза):

То ли со временем стали проступать сквозь краску технические линии, то ли просто в попыхах делалась эта картина — но единственно что видно, так это какой раньше был порядок!
Все тётеньки сидят наверху за стеною, и не мешают дяденькам внизу за воротами договариваться с волком.

А волк, видать, малость прибалдел от такого участия. Вон, даже позабыл утереть свой ротик после лёгкой закуски (и потому кажется, что он напомадился), и потерял от удивления вставную челюсть:
— Эти зубы из металла —
Волчьей жизни идеал!
Хорошо на сердце стало,
С детства я люблю металл!

(Серый волк & Красная шапочка).

.

Перейдем к заднему плану. Про журавлей уже было.
Остались костные останки, дорога в лесу, уходящая на высокую гору. Сначала о горе.


Это гора называется Ингино (Mt. Ingino)
Вот вид на неё онлайновой вебкамеры (если сейчас ночь, то её тут особенно и не увидишь):

Поэтому, на всякий случай, вот тот же вид днем:

Гора знаменита тем, что здесь устраивают самую большую рождественскую ёлку в мире
(высота 650 м и ширина в основании 350 м, видно за 50 км):

(сайт этой ёлки)

Теперь о всяких останках, гибельных историях и тому подобное.
Вот левее этой горы с ёлкой видна долина — это ущелье Боттачионе (Bottaccione Gorge).

Вот это ущелье и вот это место (43°21,9’N, 12°35,0’E), тоже знаменитое тем, что :

(Просмотреть панораму и увеличенную карту)

знаменитое среди геологов тем, что здесь в откосе дороги был найден так называемый «Губбийский слой». Этот осадочный слой соответствует границе между меловым и третичным (палеогеновым) периодами с возрастом 65,5 ± 0.3 млн. лет, с которой здесь совпадает исчезновение морских животных Globotruncana из отряда фораминифер и появление известковых раковинок микроскопических морских животных из того же отряда Globigerina eugubina (Глобигерина губбийская), названных сначала Parvularugoglobigerina eugubina:


(ув. ×300 раз)

Так вот, этот «Губбийский слой» знаменит тем, что в нем в десятки раз и сотни раз повышено содержание иридия.

Это обнаружил геолог Уолтер Альварес, и вот он показывает на этот слой.

Уолтер со своим отцом Луисом Альваресом (нобелевским лауреатом по физике 1968 г.) — вот они, кстати стоят у геологического разреза с мел-палеогеновой границей в Губбио, 1981 г. —


опубликовали статью:
Luis W. Alvarez, Walter Alvarez, Frank Asaro and Helen V. Michel. — Extraterrestrial cause for the Cretaceous—Tertiary extinction. — Science 6 June 1980: Vol. 208 no. 4448 pp. 1095-1108 doi: 10.1126/science.208.4448.1095 (вот эта статья pdf). В переводе её название: Внеземная причина вымирания на границе мелового и третичного периодов.

Это было одно из крупнейших вымираний видов животных в истории Земли, при котором погибло 16 % семейств морских и 18 % семейств сухопутных позвоночных, и Альварес объяснили его тем, что около 65 млн. лет назад в районе полуострова Юкатан в Мексике упал астероид размером около 10 км (с которым и связано высокое содержание иридия в отложениях этого возраста во многих местах Земли).
А Юкатан в то время, надо сказать, был куда ближе к Италии (Атлантический океан ещё не так широко распахнулся, как теперь):

(крестиками показаны места с аномалиями иридия)

Одним словом, о гипотезе Альварес мел-палеогенового вымирания можно прочитать в википедии или, например, даже на сайте Остерии дель Боттачионе — прямо на месте всех событий.

Если же говорить о прочих жертвах, то Луис Альварес в 1976 г. опубликовал серьёзную статью «Физик исследует фильм, запечатлевший убийство Кеннеди»:
Luis W. Alvarez, «A Physicist Examines the Kennedy Assassination Film», American Journal of Physics, Sept. 1976. Volume 44, Issue 9, pp. 813. (есть весь текст).


P.S.
Итак, все люди собрались, и Святой проповедовал им, говоря, помимо прочего, что за наши грехи Бог попускает столь великие бедствия, и напоминая, насколько больше и опаснее вечное пламя ада, что оно страшнее ярости волка, который может убить лишь тело.

Осталось лишь добавить, что, читая все эти истории, я мимоходом узнал, что Ференц Лист был назван в честь Св. Франциска, да и сам на склоне лет стал францисканцем. 23 июня 1857 года он вступил во францисканский орден. 25 апреля 1865 года, он получил постриг от рук кардинала Гогенлоэ. После этого его иногда называли аббат Лист. 31 июля 1865 г. он получил четыре малых чина: остиария, чтеца, экзорциста и аколита. 14 августа 1879 г. он стал почетным каноником в Альбано. Его титул «аббат» был просто знаком вежливости, Лист никогда не был священником.



Tags: Губбио, Лист, Сассетта, Франциск Ассизский, волк, грех, иридий, мел-палеогеновое вымирание, ёлка
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →