glazo (glazo) wrote,
glazo
glazo

Чтение, размышление и рукоделие



… в церкви Санто Спирито во Флоренции написал он [Пьеро ди Козимо] в капелле Джино Каппони образ с изображением Посещения Богоматери со св. Николаем и св. Антонием, читающим с очками на носу и написанным очень бойко. Он изобразил там немного истрепанную книгу из пергамента, совсем как настоящую, а также блестящие шары в руках св. Николая с такими бликами на них, что отсветы и блеск одного шара отражаются на другом, в чем уже тогда сказались странности его ума и его стремление к трудностям во что бы то ни стало.



(Джорджо Вазари. Жизнеописание Пьеро ди Козимо флорентийского живописца. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих).

vis00

Ну что ж, пойдем путём Вазари:

золотые шары Св. Николая, свидетельствующие о странностях ума художника.., истрепанная книга.., бойко изображенный Св. Антоний с очочками на носу…

Сейчас эта картина находится в Национальной галерее исскуства в Вашингтоне, США как дар Фонда Самюэля Г. Кресса. И подпись к ней, естественно, на английском:

Piero di Cosimo, Florentine. The Visitation with Saint Nicholas and Saint Anthony Abbot. c. 1490 oil on panel
Measurements Overall: 184.2 x 188.6 cm (72 1/2 x 74 1/4 in.) framed: 235.6 x 250.2 x 12.1 cm (92 3/4 x 98 1/2 x 4 3/4 in.)
The National Gallery of Art (Washington, D.C.) Gift of The Samuel H. Kress Foundation. Accession Number 1939.1.361

Тут особено радует слово Visitation, которое Мультитран совершенно справедливо переводит как = посещение Девой Марией Елисаветы , со ссылкой на Лк.1:39-56.


39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40 и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету. 41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42 и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! 43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне? 44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем. 45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа. 46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47 и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48 что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49 что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50 и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51 явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их; 52 низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53 алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54 воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55 как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века. 56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Да, она пребыла с ней около трех месяцев, а не просто коротко так встретились, что иногда кажется по картинам.

vis0g

Пьеро ди Козимо. Посещение Девой Марией праведной Елисаветы со Святым Николаем и Святым Антонием Великим. Ок. 1490 г. Доска, масло 184,2 × 188,6 см.

Итак, как видите, блестящие шары Св. Николая свидетельствуют скорее не о странностях ума художника, а о странностях памяти Джорджо Вазари, так как они находятся не в руках святого, а у его ног.

vis13

Три золотых шара, если точнее.
Подобные шары ежегодно вешают на новогоднюю ёлку, часто и не вспоминая или не зная, что это в память трёх шаров Св. Николая — символа тех трёх мешочков с золотыми монетами, что он подбросил в окно разорившегося человека, чтобы обеспечить приданое трём его дочерям. Ведь их отец даже задумывал пожертвовать честью своих дочерей и тем самым заполучить средства, необходимые для их приданого.
Одним словом, вовремя Св. Николай подоспел со своими мешками, которые он всё продолжает регулярно приносить на Рождество, но уже в облике Санта-Клауса.

vis13aenh

А что это за штучка там чернеет в отражении?
Эх, кто бы сумел перепроецировать изображения с шаров обратно на плоскость, так увидели б, как там Пьеро ди Козимо пишет эту картину.

А Св. Николай с шарами в руках — так это, скажем, здесь:

Якопо Тинторетто. Св. Николай, 1580-90. Холст, масло 44,9 × 56 см.

Ах нету шаров на ёлку? Ну что ж, повесим три апельсина, ну или яблока.
И их нет? — сходите в ломбард, заложите что-нибудь. Ведь покровитель ломбардов — тоже Св. Николай. А вот и символ, что висит на ломбардах:

..
А ломбард, потому что такие ссудно-залоговые конторы в Англии создал банковский дом Ломбарди —выходцами из итальянской Ломбардии. А там эти шары, может быть (а может быть и нет) некоторым образом связаны с гербом семейства Медичи, правда, там уже шесть шаров, происхождение которые тоже толкуется по-разному, но ведь верхний лазуревый шар обременён тремя золотыми лилиями ( а м.б. и не лилиями, а ирисами…) Но так мы уж очень далеко укатимся в сторону.
Coat of arms of the House of Medici.svg

Тем более, что сами закладчики (держатели ломбардов) объясняют символ просто: «Ставлю два против одного, что обратно вещь не выкупишь».

Но если уж заговорили о цветах, то вот прямо посредине лежит этот цветок:

svis24enh

Сначала, по невежеству, я подумал, что это какая-то мыльнянка.
Но лепестка то четыре. Так что нарекаю отныне этот цветок желтушником, то есть, если романтичнее — желтофиолью, а их ведь 200 видов, так что поди-ка разбери, какой именно, и можно легко соврать, что, мол, это типичная лавандовая жетофиоль, наподобие вот этой разновидности Erysimum hybridum:
Wallflower

А поскольку значение английского слова "visitation" уже стало известно, то заодно стоит узнать, что желтофиоль по-английски — "wallflower" (то есть — цветок у стены). А второе значение этого слова — девушка, подпирающая стенку на танцах, не пользующаяся популярностью. То есть, обратите внимание, — за-стенчивая. А сейчас так называют не только даму без кавалеров или робкого юношу, а, скажем, и алкаша, тщетно слоняющегося в призрачной надежде, что кто-нибудь, да угостит.

Но здесь, думаю, этот четырёхлепестковый цветок — скорее символ креста и крестного пути Христа.
Как, впрочем, бывает и с другими цветами семейства Крестоцветных ( Cruciferae), например, левкоями.
Правда, теперь это семейство переименовали в Капустные (Brassicaceae) — по соображениям политкорректности, полагаю.

Теперь несколько слов об истрёпанной книге из пергамента, что Пьеро ди Козимо изобразил совсем как настоящую.

Ну, по-моему, совсем и не истрёпанная

Повернем:

svis1enh

И почитаем:

левая страница правая страница
Diligite iustitiam
qui iudicatis
terram sentite de
Domino
in bonitate et in simpl
icitate cordis
quaerite illum quoniā
in malivolam animam
non intrabit sapie
ntia nec habitabit
in corpore subdito
pāis s sāpie p {??}
espiritus enim
sāctus disciplin
ae effugiet fictū
et auferet se a co
gitationibus quae sūt
sine intellectu et
corripietur
supervenien
te iniquit
benign

Это — Книга премудростей Соломоновых, глава 1:1-6.
Только на левой странице пропущены строки Прем.Сол.1:2-3,
а на правой — неясна первая строчка, неточно написана вторая, а окончания последней и предпоследней строк прикрыты большим пальцем.

1 Diligite iustitiam qui iudicatis terram sentite de Domino in bonitate et in simplicitate cordis quaerite illum
2 quoniam {invenitur ab his qui non temptant illum apparet autem eis qui fidem habent in illum
3 perversae enim cogitationes separant a Deo probata autem virtus corripit insipientes
4 quoniam} in malivolam animam non intrabit sapientia nec habitabit in corpore subdito peccatis
5 sanctus {enim spiritus} disciplinae effugiet fictum et auferet se a cogitationibus quae sunt sine intellectu et corripietur superveniente iniquit{ate}
6 benign{us est enim spiritus sapientiae et non liberabit maledictum a labiis suis quoniam renum illius testis est Deus et cordis eius scrutator est verus et linguae illius auditor}

Прем.Сол.1:1 Любите справедливость, судьи земли, право мыслите о Господе, и в простоте сердца ищите Его,
Прем.Сол.1:2 ибо [Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему.
Прем.Сол.1:3 Ибо неправые умствования отдаляют от Бога, и испытание силы Его обличит безумных.]
Прем.Сол.1:4 В лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху,
Прем.Сол.1:5 ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды.
Прем.Сол.1:6 Человеколюбивый дух — премудрость, но не оставит безнаказанным богохульствующего устами, потому что Бог есть свидетель внутренних чувств его и истинный зритель сердца его, и слышатель языка его.

Чему вполне созвучны слова сидящего справа Св. Антония



«А мы, как сказал учитель наш, не в препретельных языческой премудрости словесех (1 Кор. 2, 4) ищем доказательств, но ясно убеждаем верою, предваряющею построения разума».
«Итак, у нас христиан таинство боговедения не в мудрости языческих умствований, но в силе веры, даруемой нам от Бога Иисусом Христом».
Из книги: Житие преподобного отца нашего Антония, описанное святым Афанасием в послании к инокам, пребывающим в чужих странах.

Может как раз об этом сейчас и пишет Святой Антоний:

svis23enh

(Да? — какая интересная походная чернильница и пенальчик для перьев на шнурке с кольцом).

Но при всём старании, так и не разобрал ни слова.
Может кому больше повезёт:

Сначала — не совсем ясно, почему, собственно, Св. Антоний и Св. Николай.
Обычно ведь изображают такую пару: Св. Антоний (в темном) и Св. Павел Фивейский (в светлом), как, например, здесь:



Диего Веласкес. Св. Антоний и Св. Павел Отшельник. 11633. Масло, холст 257 × 188 см

Тут всё по правилам, всё как описано в Золотой легенде:
вон слева, совсем вдалеке-вдалеке, там за речкой, стоит Св.Антоний и выпытывает у кентавроподобного существа путь к Павлу.
Потом, тоже вдалеке, но чуть поближе на склоне, он снова выясняет путь у фавноподобного создания.

vis27

Потом они тут впереди уже вместе сидят, беседуют, а ворона пикирует к ним с двумя хлебами, вместо той половинки, что была положена Павлу свыше небесами ежесуточно на протяжении 40 лет.
То есть, с учетом прихода гостя, была выдана учетверённая пайка (но у Веласкеса, похоже, что просто удвоенная):

svis29

А потом, слева у реки, это уже другой, печальный визит: 113-летний Павел скончался, и вот Антоний прощается с ним, а львы из пустыни прилежно копают могилу.
(Кстати, именно поэтому Св. Антоний является, в частности, покровителем могильщиков).

Мне, признаться, по душе больше эта картина:

Стефано ди Джованни Сассетта (?). Встреча Св. Антония Великого и Св. Павла Отшельника. ок 1445. Темпера, доска 47,5 × 34,5 см.

Вот ещё, коптская икона: оба преподобных, ворона и львы тут тоже есть
(а слева, у ног Св. Антония наконец появляется и кабанчик, о котором речь ещё впереди):


Так почему же, в конце концов, Казимо нарисовал тогда не Св. Павла, а Св. Николая?

Оказывается, всё очень просто: у Джино Каппони (см. в самом верху текст эпиграфа) были сыновья: Пьеро и Нерро ди Джино Каппони. И вот Неро ди Джино в своем завещании 6 ноября 1493 г. оставляет 40 золотых флоринов приходу Санто Спирито для чествования его отца в капелле Джино ди Нири Каппони, патрона капеллы Посещения Богоматери в указанной церкви Санто Спирито. Нерро завещал, чтобы на эти деньги в капелле отслужили мессу и ежегодно на праздник Посещения Пресвятой Девы Марии в алтаре капеллы служили вечерни. И там же в этом завещании он в частности упоминает эту семейную часовню под названием капелла Св. Николая. Уфф...

То есть, Пьеро ди Казимо делал по заказу Пьеро ди Джино Каппони алтарную картину для часовни Св. Николая семейства Каппони, расположенную в церкви Святого Духа.

Вот пара его набросков к картине :

vis31

svis30

Так, а далее запускаем свинку:

vis15

Св. Антония Великого традиционно изображают со свиньей или кабаном.
Что он говорил о свиньях? Вот что:
«Даже над свиньями не имеет власти диавол. Ибо, как написано в Евангелии, демоны просили Господа, говоря: повели нам ити в свиней (Мф. 8, 31). Если же не имеют власти над свиньями, тем паче не имеют над человеком, созданным по образу Божию». Как видите, это ещё не повод избирать свинью своим атрибутом.

Стандартная история такая, что в 1070 г. мощи Св. Антония были привезены во Францию, где в 1095 г. возникло братство мирян — госпитальеров прп. Антония. Эти антониты создавали госпитали и достаточно успешно лечили от тех заболеваний, которые вскоре потом получили название «Антониева огня».
Под этим названием во Франции и Германии понимали гангренозную форму эрготизма (Ergotismus gangraenosus); в Англии, а потом и в Штатах — рожистые заболевания; а на Мальте и в Италии — опоясывающий лишай (Herpes zoster) (который, да будет вам известно — вызывается вирусом ветряной оспы, который десятилетиями дремлет в вашем мозгу, а потом оживает и ползёт-ползёт по вашим нервам, пока не доберётся до кожи, где начинается воспаление, боли, зуд и прочие удовольствия. Вот так-то, грешники. Ужо вас!)

Так вот, лечение вероятно всех форм «Антониева огня» заключалось в частности в том, что больного мазали свиным салом.

Говорят, что также был обычай передавать антонитам свинью, выращенную на средства верующих. Эта «Антониева свинья» потом то ли поступала беднякам в качестве гуманитарной помощи, то ли шла прямиком на лекарство — не совсем ясно. Впрочем, с той же целью(ями) антонитам разрешали свободно выпасть свиней.
Вот с тех пор свинья неотвязно следует за Св. Антонием, а он стал целителем гнойных воспалений да и прочих болячек, покровителем всякой домашней скотины, защитником свинопасов, а заодно, и мясников, помощником бедных. (Добавлю — так как он кроме молитв и размышлений, занимал себя плетением корзин, то он ещё и лучший покровитель корзинщиков, щеточников и вязателей веников).

Другой его атрибут — колокольчик, иногда прямо висит на свинье, а иногда носится в руках, призывая к сбору вспомоществования в пользу бедных и страждущих (так что он покровитель и звонарей).
А ещё один атрибут — такой Т-образный костылёчек или посох — опора в старости и преклонном возрасте, но конечно он связан с тау-крестом древнего Египта и так далее.

vis14

(Закладку в книге тоже не прочёл. А чехол для книги хорош).

Но из всех этих легенд мне больше всего нравится вот эта замечательная традиционная история Средиземноморья: Как святой Антоний принес огонь в мир

Давным-давно весь огонь был только в аду, а на земле его нигде не было.
И даже в домах люди зимними ночами тряслись от холода. Как только они пытались что-то рассказать друг другу, так их их зубы начинали стучать, и они только кашляли и сопели. В конце концов, они пришли к преподобному Антонию.

А прежде чем стать святым, Святой Антоний был свинопасом. Люди нашли его в пустыне, с березовым посохом в руках, а свинья, которая никогда не отходила от него, стояла вблизи. Святой Антоний выслушал их просьбы, обещал помочь, а свинья хрюкнула.

И вот святой Антоний отправился к самым воротам Ада. Он постучал по ним своим посохом, но бесы высунулись в окно и стали кричать:
— Мы знаем кто ты! — Уходи! — Ты святой, а в аду могут быть только грешники!

— Открывайте! Холодно здесь снаружи стоять ! — ответил Святой Антоний.

И как раз тут свинья громко хрюнула и стала тереться пятачком о ворота.

— Вот хорошое жаркое из свинины — подумали бесы.
— Твоя свинья может войти, — сказал один бес, — но ты сам должен остаться снаружи..

При этих словах бес чуть приоткрыл ворота. Свинья ринулась внутрь, сбив его с ног, и начала там носиться, фыркая, хрюкая, раскидывая растопку и роняя вилы. Её никак не удавалось связать или просто унять пинками.
Животное подняло такой ад в Аду, что вскоре бес крикнул Святому Антонию:
— Ты можешь войти, но твоя проклятая свинья пусть убирается. Заходи и забери свою свинью отсюда!

Святой Антоний подошел к свинье и тихонько дотронулся до неё посохом. При этом животное тут же успокоилось.
—Ну, — сказал Святой Антоний, — теперь, когда я здесь, думаю, что можно и погреться.
И он сел на кучу коры у огня.

А рядом с ним всё носились бесы, докладывавшие Люциферу, как обстоят дела с душами на земле. Святой Антоний пинал каждого беса в зад, как когда-то он поддавал своим свиньям.
Тут подошел большой бес и сказал: — Мы не думаем, что твои шуточки так уж смешны. Положи-ка свой посох.

Святой Антоний положил посох на землю рядом с собой.
И тут примчался молоденький бесёнок, которому только что удалось впервые охмурить душу человека, и он кричал — Люцифер, Люцифер, у меня есть новенький для ада!
Этот бесёнок был так взволнован, что споткнулся о посох и упал головой прямо в кучу пепла.

Он не узнал святого Антония, и думал, что этот незнакомец просто еще один из проклятых. Чёртик схватил посох и строго сказал: — Разве ты не знаешь правил! Здесь посохи не положены, — и стал совать посох в огонь.

Но тут свинья снова вскочила и подняла Адский шум.
Святой Антоний объяснил: — Если вы хотите, чтобы я унял свинью, верните мне мой посох.
Большой дьявол взял посох и вернул его преподобному Антонию. Лишь только он коснулся им свиньи, как она тут же затихла.

—Убирайтесь отсюда, и никогда не возвращайтесь снова, — заревели все черти. Не говоря ни слова (или даже хрюка), святой Антоний и его свинья вышли из ворот ада. Только тут черти вздохнули с облегчением.

Но они и не догадывались, что посох Св. Антония был в серёдке трухлявым и сухим, а огонёк, затлевший внутри деревяшки не был виден. Так Святой Антоний понес в посохе огонь для людей.

Как только святой Антоний вылез из-под земли, он поднял посох и начал им крутить над головой, так, что искры разлетались во все стороны, а он распевал такое благословение:

О, дух огня, во мгле
Явись, отправься в бег
Вокруг, по всей земле
Пройдя сквозь дождь и снег.

И с тех пор огонь горел в каждом очаге, и люди, сидя вокруг зимними вечерами, весело рассказывали всякие истории. А Святой Антоний забрал свою свинью и снова стал скромно и просто жить в пустыне.
***

Вот такая славная байка.

А начинал он своё «пустынничение» ещё в молодости в 100 км западнее Александрии в пустыне, что называлась по-латыни Нитрия (30°25′ 0″N, 30°20′ 0″E) — древнейшее место добычи из содовых озёр натрона, что использовали для мумификации и, говорят, в виде присадок к касторовому маслу светильников, чтобы те не коптили при росписи гробниц (надо будет как-нибудь проверить, в смысле, не мумификацию, а как горит касторка со стиральной содой).


Нитрийская пустыня известна также под названием Скитская пустыня (от копт. schiet (шиит), в лат. произношении скеф, скиф или скит — «большая равнина». По другой версии от греч. skitos - «кожа») откуда и пошли скиты, аскеты, и вот, например, «Десять собеседований отцов, пребывающих в Скитской пустыне» Преп. Иоанна Кассиана Римлянина.

Сейчас место называют Вади-Натрун.

Интерлюдия
29 декабря 1935 г. летчик Антуан Сент-Экзюпери вместе с механиком Андре Прево улетают на борту Caudron C-600 Simoun No. 7042 (F-ANRY) по маршруту Париж-Сайгон. Через 18 часов 35 минут полета 30 декабря в 2 ч 45 мин при скорости 270 км/час они терпят крушение.
«Непостижимо, как мы уцелели. Зажигаю фонарик, разглядываю следы на земле. Уже за двести пятьдесят метров от того места, где самолет остановился, мы находим искореженные обломки металла и сорванные листы обшивки, они раскиданы вдоль всего пути машины по песку. При свете дня мы увидим, что почти по касательной наскочили на пологий склон пустынного плоскогорья» (Сент-Экзюпери. глава 7 В сердце пустыни. Земля людей).
Дальше можно прочитать всю эту главу. Они поплелись на северо-восток. Им повезло. Через 3 дня они встретили караван бедуинов, который доставил их в Вади-Натрун, где они остановились в доме швейцарского инженера Ракко, работавшего на производстве по добыче соды. Об этой истории недавно рассказывала дочь этого инженера — Дэниза Ракко ( Denise Raccaud).
Сент-Экзюпери и Прево съездили в Каир, но затем вернулись в Вади-Натрун, где пробыли в доме инженера ещё около 15 дней, выезжая к к обломкам самолета, чтобы посмотреть, что уцелело:

.

Потом он написал об этом шесть статей с общим заглавием «Le Vol brisé. Prison de sable» для газеты «L’Intransigeant»:
«Soudain, un formidable craquement…» 31 января, «La soif» 1 февраля, « Le délire» 2 февраля, «Le supplice du troisième jour» 3 февраля и «Résurrection» 4 февраля 1936 г.

Потом в книге «Земля людей», ну а потом здесь:


Это, по-моему, самое красивое и самое печальное место на свете. Этот же уголок пустыни нарисован и на предыдущей странице, но я нарисовал еще раз, чтобы вы получше его разглядели. Здесь Маленький принц впервые появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь внимательней, чтобы непременно узнать это место, если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню. Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не спешите, помедлите немного под этой звездой!

Вот такой вот Вади-Натрун получился.
***

Ну что ж. Остается только взглянуть на средние и дальние планы картины.
Светлые — в правой части, и более темные — в левой, что уравновешивает обратное расположение тонов на переднем плане.

Справа — Избиение младенцев, а поодаль на стене церкви — сцена Благовещения:

vis17

За происходящим из окон наблюдают любопытствующие. Ну, что там за шум?

vis18

У дома на горе четыре лошади навьюченных привязаны. Кто-то стоит в дверях. А по крутой дороге вниз осторожно едет всадник в белой чалме.
(Шпиль то у церкви, кажется того, перекосился вправо).

А в небесных высях — грачи прилетели :)

vis6enh

В центре обращает на себя внимание вот это деревце:

vis20

Ну а слева — Рождество Христово.
Интересно, кто это самый левый? Уж ни сам ли Пьеро ди Козимо?
Эту картину он писал ведь ещё моложе 30 лет.
Да, в 60 лет он носил бороду, а тут — может ещё и нет.

svis11enh

Пастухи уже собрались, а волхвы — вон там по кривой дорожке под странной скалой ещё только поспешают:

vis10j

А вот чуть правее полукруглого балкончика, висит, изливая свет на новорожденного младенца, да и на весь Божий мир, ещё одна звезда этого рассказа — Вифлеемская (что, бывает, появляется иногда рождественской серебрянной звездой на макушке ёли).

svis21enh

Так что можно не спешить, постоять, помедлить немного и под этой звездой.

Tags: бесы, детали, живопись, пьеро ди козимо, святой антоний, святой николай, святой павел, сент-экзюпери, ёлка
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments